Финансовое планирование малого бизнеса: практическое руководство из 5 шагов

Автор: Дмитрий Иванов [Команда P9X]

~8 минут чтения

Согласно результатам Индекса малого бизнеса за последний квартал 2023 года

Каждый десятый владелец малого бизнеса оценил состояние своего бизнеса как неудовлетворительное, и это в основном связано с отсутствием стабильного финансирования и здорового денежного потока.

Лучший способ решить эту проблему — тщательное финансовое планирование, которое поможет вам спрогнозировать доходы и преодолеть трудности, связанные с нестабильным финансированием.

Если вы не знаете, с чего начать, мы вам поможем. Мы создали руководство по финансовому планированию для малого бизнеса, следуя которому сможет каждый, даже если вы не являетесь финансовым экспертом.

Что такое финансовое планирование для малого бизнеса?

Финансовое планирование для малого бизнеса и стартапов — это комплексный процесс прогнозирования будущих сценариев и оптимизации финансов в соответствии с ними. Это основа финансового управления малым бизнесом.

Оно даёт вам прозрачное представление о текущем финансовом состоянии компании и помогает управлять бюджетом и принимать обоснованные решения, которые обеспечат долгосрочную устойчивость и рост.

Финансовое планирование малого бизнеса или стартапа обычно включает в себя описание бизнеса, финансовые отчёты, анализ рисков, ключевые показатели эффективности (KPI) и коэффициенты.

Но финансовое планирование — это не то, что вы делаете один раз и больше никогда. На самом деле это постоянно меняющийся процесс из-за постоянных внутренних изменений и изменений на рынке. Хорошо, что существует множество решений для финансового управления, которые могут помочь вам автоматизировать значительную часть процесса.

Финансовое планирование для малого бизнеса: наше руководство

Вот как создать стратегический финансовый план для вашего малого бизнеса всего за пять шагов.

Учитывайте важные данные

Создание финансового плана начинается с оценки того, где вы находитесь в данный момент. Мониторинг ваших KPI — единственный способ увидеть, действительно ли вы добиваетесь прогресса и ваша стратегия работает.

Выбор правильных данных для отслеживания зависит от различных факторов, таких как ваша бизнес-модель, модель финансирования стартапа, потоки доходов и т. д.

Вот некоторые важные данные, которые следует учитывать:

  • Маркетинг: количество потенциальных клиентов, посетителей сайта и т. д.
  • Продажи: коэффициенты конверсии, воронка, количество дней для привлечения клиента.
  • Прогноз доходов: MRR, новые подписчики, уровень оттока.
  • Расходы: новый найм, маркетинговые бюджеты, себестоимость проданных товаров и т. д.
  • EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов, амортизации) или чистая прибыль/доход.
  • Чистый свободный денежный поток или сроки действия и скорость сгорания.

Хорошая новость заключается в том, что вам не нужно быть экспертом, чтобы выбрать показатели, на которых следует сосредоточиться. Fuelfinance выступает в роли вашего личного финансового консультанта, и наша комплексная информационная панель порекомендует наиболее важные показатели, на которых вам следует сосредоточиться, исходя из вашей бизнес-модели.

Если вы занимаетесь SaaS, вы можете ознакомиться с нашим списком из 15 ключевых метрик и KPI для SaaS (формулы включены!).

Создайте финансовые отчёты

Если вы хотите внедрить эффективный процесс финансового планирования, вам нужно начать собирать данные с первого дня! Следующий шаг — составление финансовых отчётов.

Вот три основных финансовых отчёта для малого бизнеса, которые автоматически генерируются нашим программным обеспечением:

  • Отчёт о прибылях и убытках (доход и расходы): этот отчёт оценивает прибыльность компании, анализируя взаимосвязь между доходами и расходами за определённый период. Хотя он фокусируется на операционном успехе, он может не дать полной картины текущей ситуации с денежными средствами. Отчёт о прибылях и убытках включает в себя доходы, себестоимость продаж, операционные расходы и расчёт валовой прибыли.
  • Отчёт о движении денежных средств: с другой стороны, отчёт о движении денежных средств отражает фактический поток денег и может быть классифицирован на операционную, инвестиционную и финансовую деятельность. Его также можно упростить и разделить на «приток денежных средств» и «отток денежных средств», что облегчит малому бизнесу понимание и отслеживание.
  • Балансовый отчёт: балансовый отчёт компании отражает активы, обязательства и капитал. Ваши активы включают в себя такие предметы, как денежные средства и товары, а обязательства представляют собой такие обязательства, как кредиторская задолженность. Капитал отражает разницу между активами и обязательствами. Важно обеспечивать точные балансы, поскольку расхождения могут указывать на ошибки в расчётах, которых вы легко сможете избежать с помощью надёжного программного обеспечения для финансового анализа.

Разработайте целевые и базовые сценарии

Как владельцу малого бизнеса или основателю стартапа важно думать о долгосрочной перспективе и готовиться как к лучшим, так и к худшим сценариям.

Финансовое прогнозирование для стартапов непростая задача, и здесь на помощь приходит Fuelfinance. Наше программное обеспечение для финансового моделирования может генерировать два варианта прогноза на основе исторических данных и ваших будущих целей:

  • Целевой сценарий: как следует из названия, это сценарий, которого вы в конечном итоге хотите достичь, сценарий с благоприятными условиями и результатами, включая достижение ваших финансовых целей. Он предполагает наличие положительных факторов, таких как увеличение продаж, снижение затрат или благоприятные рыночные условия. Это может помочь вам изучить возможности для роста и масштабирования и поставить более масштабные цели.
  • Базовый сценарий: это ваш наихудший сценарий, сценарий с наименее благоприятными условиями и результатами. Он учитывает потенциальные проблемы и риски, с которыми может столкнуться ваш бизнес. Предположения обычно включают более низкие, чем ожидалось, продажи, более высокие затраты или неблагоприятные экономические условия, которые могут помочь подготовиться ко всем возможным сценариям и минимизировать риски.

Fuelfinance помогает вам создать надёжный финансовый план, обновляя эти прогнозы ежемесячно, включая новейшие данные и идеи.

Проводите план-фактический анализ по проектам

Финансовые планы не безупречны, и ошибки могут возникать. Поэтому вы не должны пропускать план-фактический анализ, поскольку он действует как детектор ошибок, помогая вам исправить определённые ошибки.

Владельцы новых предприятий часто не могут быть полностью реалистичны при составлении финансовых планов, и завышенные ожидания могут ускользнуть. Однако план-фактический анализ помогает вам быть честными с самим собой и оставаться на земле. Он показывает вам реальный причинно-следственный сценарий ваших предыдущих действий.

В Fuelfinance мы проводим план-фактический анализ регулярно, со следующей периодичностью:

  • Ежедневно: MQL, новый доход, клиенты.
  • Еженедельно: спринты, метрики, еженедельные совещания.
  • Ежемесячно: финансовые показатели компании, метрики для продукта, маркетинга, продаж и т. д.
  • Ежеквартально: обновление целей и других показателей.

Вы также можете использовать план-фактический анализ на совещаниях с руководством и один на один. Во время совещания с руководством вы можете использовать информационную панель Fuelfinance со всеми соответствующими показателями.

С другой стороны, на совещаниях один на один вы можете начать с результатов и создать среду для обсуждения, где вы сможете поговорить о прогрессе, блокировках, проблемах и новых идеях.

Обновляйте свой план каждый месяц

В бизнесе обстоятельства меняются постоянно, поэтому вам следует регулярно пересматривать свой финансовый план — мы делаем это каждый месяц. Хорошо, что вы можете автоматизировать этот процесс с помощью хорошего программного обеспечения для финансовой отчётности.

По мере того как вы будете собирать свежие данные и углублять своё понимание финансов, ваши прогнозы станут более точными.

Финансовое планирование для малого бизнеса: как мы планируем в Fuelfinance?

В Fuelfinance мы начинаем наше планирование с доходов в качестве ключевого показателя. Оттуда мы переходим к расходам, EBITDA и, наконец, чистой прибыли и скорости сгорания.

Однако, если мы не удовлетворены основным показателем или чистой прибылью (и скоростью сгорания) в финансовом плане, мы делаем всё сначала и вносим определённые изменения. Вы можете рассматривать это как экспериментирование с различными сценариями.

Конечно, правильная система FP&A будет зависеть от стадии вашего бизнеса. Мы помогли создать сотни сложных финансовых моделей со многими переменными для крупных компаний и предприятий, но на начальном этапе стартапа мы используем сверхпростой финансовый план, который помещается в одной таблице Google.

По мере развития вашего бизнеса будет меняться и ваш план. Поэтому вам придётся вносить множество изменений и вносить их вручную, что не только отнимает много времени, но и создаёт простор для ошибок.

Поэтому я советую использовать инструменты программного обеспечения для финансового планирования, чтобы максимально автоматизировать процесс.

Большинство владельцев бизнеса начинают с QuickBooks и его аналогов, но по мере роста их финансов им нужен инструмент с более продвинутыми функциями автоматизации и прогнозирования.

В Fuelfinance мы помогаем вам максимально автоматизировать ваши финансы. Это означает, что вам не придётся выполнять много скучной и повторяющейся работы, такой как сбор данных или подсчёты.

Вместо этого вы можете сосредоточиться на более интересных и важных вещах, таких как постановка новых целей и развитие вашего бизнеса.

Кроме того, вы будете иметь неограниченную поддержку и рекомендации от наших финансовых экспертов, которые выступают в роли вашего внешнего финансового директора и консультантов и могут предоставить вам индивидуальные ответы.

Финансовое планирование для малого бизнеса: зачем это нужно?

При правильном подходе бизнес-план — это как дорожная карта для стартапов и малого бизнеса, помогающая им достичь краткосрочных и долгосрочных финансовых целей.

Некоторые преимущества бизнес-финансового планирования:

  • Эффективное распределение ресурсов: Распределение ресурсов позволяет вам распределять свои ресурсы, включая время, средства и рабочую силу. Финансовое планирование гарантирует, что ресурсы используются эффективно для поддержки ваших бизнес-целей, что помогает сократить расходы и повысить прибыльность и операционную эффективность.
  • Управление рисками: выявляя потенциальные риски и неопределённости, финансовое планирование позволяет вам реализовать стратегии по снижению этих рисков и создать план управления рисками, который действует как буфер против непредвиденных проблем, которые могут повлиять на ваш бизнес.
  • Постановка реалистичных целей: мы должны поблагодарить план-фактический анализ за то, что он помогает нам сделать наши бизнес-цели более реалистичными. Когда вы видите эффект, который производят ваши действия, у вас есть возможность изменить курс финансового состояния вашего стартапа и установить финансовые цели, которые в настоящее время вам по силам, исходя из данных.

Помимо распределения ресурсов, управления рисками и постановки реалистичных целей, бизнес-финансовое планирование предлагает множество других преимуществ. К ним относятся более эффективное управление денежными потоками, доверие инвесторов, адаптивность к рынку, тенденциям и предпочтениям клиентов и долгосрочный успех.

Готовы улучшить своё финансовое планирование?

Многие основатели стартапов и владельцы бизнеса откладывают финансовое планирование на второй план, не понимая, что это одна из видов деятельности с наивысшим ROI.

Мы надеемся, что эта статья помогла вам понять, что это не так сложно, как кажется. С помощью правильного программного обеспечения для автоматизации финансов каждый может создавать свои собственные планы и придерживаться их, даже если вы не являетесь финансовым экспертом.

Если вы выберете Fuelfinance, вы получите поддержку от нашей команды, которая будет выступать в роли вашего частичного финансового директора и проведёт вас через весь процесс. Это то, что отличает нас от других аналогичных программных решений на рынке.

Запишитесь на бесплатную демонстрацию и узнайте, как вы можете добиться успеха в финансовом планировании с нашей помощью и поддержкой.

Часто задаваемые вопросы

Как составить финансовый план для малого бизнеса?

Начните с определения чётких финансовых целей, составления финансовых отчётов и подробного бюджета, а также прогнозирования доходов и расходов.

Каковы компоненты финансового плана для малого бизнеса?

Наиболее важными компонентами являются прогнозы денежных потоков, финансовые отчёты, управление рисками, целевые и базовые сценарии, налоговое планирование и отслеживаемые KPI.

Каковы четыре основы финансового планирования?

  • Бюджетирование и прогнозирование.
  • Управление денежными потоками.
  • Управление рисками.
  • Стратегическое принятие решений.