Опрос владельцев бизнеса: Настроения и статистика по SEO и видимости LLM

Автор: Дмитрий Иванов [Команда P9X]

~8 минут чтения

SEO в 2025 году может означать «оптимизация поиска везде»

SEO вполне может означать «оптимизация поиска везде» в 2025 году. Поиск с помощью искусственного интеллекта (AI search) и видимость в больших языковых моделях (LLM visibility) становятся всё более необходимыми для любого бренда, а SEO по-прежнему остаётся надёжным способом привлечения трафика к вашему бизнесу.

Мы хотели узнать, как владельцы малого бизнеса ориентируются в меняющемся цифровом маркетинговом ландшафте, будучи индивидуальными предпринимателями или владельцами небольших фирм, где маркетинг обычно осуществляется своими силами. Для этого мы опросили более 800 идентифицировавших себя предпринимателей и владельцев малого бизнеса, чтобы узнать, как они оценивают состояние поиска, как они адаптируют свои маркетинговые усилия и бюджеты для обеспечения видимости в AI/LLM, и какую роль играет SEO во всём этом.

SEO по-прежнему необходим для бизнеса

По большей части бизнес для владельцев малого бизнеса был обычным: 37% сказали, что их 2025 год во многом похож на 2024, в то время как 29% сказали, что он был хуже, а 32% сказали, что он был лучше. Как цифровой маркетинг влияет на это?

83% владельцев малого бизнеса согласны с тем, что SEO по-прежнему имеет ценность в поисковой среде 2025 года. Более половины активно включают SEO в свою маркетинговую стратегию, а меньшая, но всё ещё значительная часть (42%) имеет выделенный бюджет на SEO-усилия, инструменты и, возможно, персонал.

Это окупается: каждый пятый приписывает SEO основную часть своего бизнеса.

В то время как 13% сократили свои расходы на SEO в 2025 году (в среднем на 31%), большинство сохраняют стабильность или увеличивают инвестиции.

Что касается видимости в LLM, есть опасения: 35% тех, кто сказал, что понимает различия между SEO и GEO (генеративная оптимизация поиска), обеспокоены влиянием поиска с помощью ИИ на свой бизнес.

Как владельцы бизнеса используют ИИ для SEO

Чат-боты и инструменты искусственного интеллекта оказываются отличными помощниками для владельцев бизнеса, которые ищут помощи в своих SEO-усилиях. Двое из пяти использовали ИИ, чтобы помочь им с SEO, и из них:

  • 34% инвестировали больше в инструменты ИИ и сократили другие расходы;
  • 78% сказали, что ИИ внёс положительный вклад;
  • 94% считают ИИ хорошим помощником в SEO.

Конечно, большинство относятся к рекомендациям ИИ в SEO скептически. В то время как 28% доверяют предложениям ИИ безоговорочно, 72% — подавляющее большинство — доверяют, но проверяют рекомендации с помощью исследований.

Ещё 18% из тех, кто использует инструменты ИИ, увеличили свой маркетинговый бюджет в целом. Интересно, что чем выше самооценка опыта SEO среди этих предпринимателей, тем больше вероятность, что они будут использовать инструменты ИИ в своих SEO-усилиях.

Владельцы также используют ИИ не только для SEO; 65% говорят, что используют инструменты ИИ в своём бизнесе, а 11% зашли так далеко, что заменили работников инструментами ИИ. Большинство — 60% — говорят, что инструменты ИИ упрощают ведение бизнеса.

Интересно, что 75% из тех, кто говорит, что их бизнес в этом году стал лучше, также использовали инструменты ИИ для ведения бизнеса.

Треть владельцев бизнеса обеспокоена видимостью в LLM

Поиск с помощью ИИ во многих отношениях является неизведанной территорией. Мы, как SEO-специалисты, не знаем точных факторов ранжирования, которые используют ChatGPT и другие инструменты, но у нас есть некоторые идеи — высококачественный, полезный контент, похоже, ранжируется, независимо от того, где он находится.

Понятное дело, каждый третий владелец бизнеса обеспокоен тем, как поиск с помощью ИИ и изменившийся ландшафт повлияют на их бизнес, но они не безграмотны: две трети говорят, что понимают разницу между GEO и SEO.

Хотя некоторые могут быть обеспокоены, они также настроены оптимистично: 39% считают, что поиск с помощью ИИ в конечном итоге принесёт пользу их бизнесу, а большинство (48%) думают, что это не окажет никакого влияния. Только 13% считают, что это будет плохо.

Когда их спросили, как они рассматривают SEO, GEO и многое другое, большинство (50%) сказали, что сочетание видимости в Google и видимости в LLM является идеальным, за ними следуют 35%, придерживающиеся SEO, 8%, приверженные поиску с помощью ИИ, и 8% сказали, что ни то, ни другое не является для них наиболее важным.

Ключевой вывод: SEO в 2025 году — это гибрид, основанный на искусственном интеллекте, но по-прежнему ориентированный на поиск

Малый бизнес не отказывается от SEO из-за новизны ИИ, а вместо этого диверсифицирует свой подход к тому, чтобы быть найденным в Интернете. Они сочетают традиционную поисковую оптимизацию с инструментами SEO на базе ИИ, проверяют идеи ИИ с помощью практических знаний и готовятся к будущему поиска с использованием ИИ.

Для маркетологов и владельцев бизнеса понимание того, как меняются стратегии SEO и как ИИ может помочь вам оставаться впереди, означает сохранение конкурентоспособности в 2025 году.

Хотите быть в хороших руках в этом новом мире онлайн-поиска? Обратитесь сегодня за консультацией.

Методология и добросовестное использование

В октябре 2025 года мы опросили 803 идентифицировавших себя владельцев бизнеса об их тактике использования ИИ и SEO. 50% были мужчинами, 49% — женщинами и 1% — небинарными; возраст варьировался от 19 до 78 лет при среднем возрасте 44 года.

Для запросов СМИ обращайтесь по адресу media@digitalthirdcoast.net

Добросовестное использование

При использовании этих данных и исследований, пожалуйста, укажите ссылку на это исследование и сошлитесь на digitalthirdcoast.com.