Сделайте так, чтобы ваш сайт был менее засоренным: Самостоятельный SEO-аудит

Автор: Дмитрий Иванов [Команда P9X]

~8 минут чтения

Аудит в SEO: как провести и что учесть

Аудит, вероятно, не самое приятное слово в мире — оно вызывает образы сотрудников налоговой службы (IRS) и консультантов в серых скучных костюмах. Хотя проверки IRS могут стоить вам денег (и, возможно, вашего дома или бизнеса, если вы действительно напортачили), проведение SEO-аудита может помочь вам определить сильные и слабые стороны вашего сайта и направить вас на путь привлечения посетителей и получения дохода.

Хотите узнать, что такое SEO-аудит сайта? Каждый SEO-проект в Digital Third Coast (или в любой другой уважающей себя компании или агентстве) начинается с SEO-аудита — полной оценки всех факторов, влияющих на органическую эффективность вашего сайта, от того, что указано в ваших тегах заголовков, до скорости загрузки страниц и того, насколько легко пользователю выполнить конверсию. И многое из этого вы можете оценить самостоятельно, чтобы точно определить, что именно мешает вашему сайту быть таким, каким он может быть.

Одна проверка, одна цель

Если вы здесь, на этом сайте, то, вероятно, интересуетесь SEO в какой-то степени и имеете базовое представление о том, почему SEO важно. Если вы совсем новичок в этом, ознакомьтесь с нашей статьёй о том, как научиться SEO самостоятельно. Цель этого аудита сайта своими руками можно сформулировать так: сделайте так, чтобы ваш сайт стал лучше.

Цель поисковой системы Google — предоставить своим пользователям наилучший результат — сайт, который наиболее релевантен запросу пользователя, наиболее авторитетен по определённой теме, сайт, который проще всего использовать и который быстро удовлетворяет потребности пользователя.

Google определяет, какие сайты являются наиболее качественными, по совокупности различных критериев — которые можно разделить на «на странице» (контент, структура сайта, время загрузки страниц, теги) и «вне страницы» (ссылки на ваш сайт, присутствие в социальных сетях, а иногда и местоположение или история пользователя). В SEO-аудите мы рассматриваем все эти факторы, чтобы увидеть, что нас сдерживает — что нужно исправить, чтобы сделать наш сайт лучше, что нужно сделать, чтобы наш сайт был лучшим для всего, что мы делаем.

Мы можем разбить контрольный список SEO-аудита на две части — пользователь и механизм.

Аудит для пользователя

Во-первых, посмотрите на вещи с точки зрения пользователя. Ваша основная цель здесь — убедиться, что пользователи могут совершать действия на вашем сайте. Сделайте шаг назад и попробуйте посмотреть на свой сайт как на потенциального клиента. Допустим, вы продавец одежды. Если вы потенциальный покупатель, вы хотите иметь возможность легко переходить к нужным вам вещам; просматривать товары по категориям (например, брюки); фильтровать товары (например, зелёные брюки, размер 34); добавлять товары в корзину; находить купоны; оформлять заказ.

Все эти шаги должны быть настолько простыми, чтобы даже самые простые пользователи компьютера могли их выполнить. Если у вас возникают проблемы с выполнением этих действий, значит, у ваших клиентов их ещё больше. Вы хотите иметь профессионально выглядящий сайт, соответствующий вашей отрасли — например, если вы магазин одежды, вы хотите дизайн, соответствующий вашему бренду, вы хотите отличные изображения ваших товаров; эти вещи помогают погрузить ваших посетителей. Никто не хочет вести дела в неопрятном офисе или в магазине с некрасивым внешним видом. Ваш сайт — это ваша витрина в интернете, ваш офис в интернете, где вы встречаете потенциальных клиентов.

Во-вторых, поисковая система. Поисковая система — это робот: он может читать только текст и код, и у него нет возможности читать изображения — независимо от того, насколько красивым или профессиональным является ваш сайт, робот Google видит только текст и код.

Совет профессионала: хотите увидеть, как Google видит ваш сайт? Отключите CSS и Javascript в своём браузере, и вы увидите, что видит механизм.

Робот Google смотрит на несколько факторов на вашем сайте — качество и количество входящих ссылок на сайт, скорость загрузки вашего сайта, как ваши страницы связаны друг с другом, что написано на странице в письменном виде и множество других факторов.

Существует несколько инструментов, которые позволяют вам увидеть ваш сайт так, как его видит поисковая система. Мы рассмотрим техническую сторону вещей и некоторые из этих инструментов позже, но помните: создавайте для пользователей, а не для механизмов.

Цель Google — сделать пользователей счастливыми, поэтому сначала сосредоточьтесь на том, чтобы ваш сайт был удобен для использования, прежде чем заниматься техническими аспектами. Понимая потребности пользователей, а также то, как поисковая система видит ваш сайт, вы получите полную картину данных, необходимых для решения проблем SEO. Общая цель — выявить проблемы, с которыми сталкиваются как пользователь-человек, так и поисковая система, и приступить к их устранению. Довольный пользователь + довольная поисковая система = больше трафика и больше конверсий = больше денег.

Восхождение на гору Google

Решение задачи SEO может показаться сложной задачей. Даже те, кто понимает, как это работает, могут быть легко перегружены всеми аспектами проведения аудита сайта. Как и в любом крупномасштабном проекте, ключ заключается в том, чтобы разбить вещи на разные области и части.

Не беритесь за непосильное дело. Создание сайта с отличной SEO-эффективностью может занять годы и требует большого опыта. Решая некоторые основные проблемы и сосредотачиваясь на создании качественного сайта, вы охватите большинство основ SEO, которые помогут вам добиться успеха. Мы разберём это на пять частей.

  1. Начните с функциональности веб-сайта и удобства его использования.

    • Выглядит ли он профессионально?
    • Легко ли в нём ориентироваться?
    • Быстро ли он загружается?
    • Работают ли все внутренние ссылки?
    • Логична ли ваша навигация?

    Документируйте проблемы, которые вы видите, и вещи, которые могут мешать работе ваших пользователей. Весь трафик в мире для сайта, который раздражает ваших пользователей, не поможет вашей прибыли.

  2. Проанализируйте технические данные и контент сайта.

    Используйте инструмент Screaming Frog Spider, который позволяет вам извлекать все теги заголовков, метаописания и теги заголовков с вашего сайта. Убедитесь, что каждая важная страница — домашняя страница, основные страницы категорий, основные товары, сервисные зоны и т. д. — имеет соответствующие описательные теги. Убедитесь, что на этих важных страницах есть описательный текст на странице — даже если это просто абзац, дайте вашим клиентам (и поисковым системам) информацию на каждом шагу.

  3. Оцените входящие ссылки на ваш сайт через инструменты Google Webmaster или сторонние инструменты проверки ссылок.

    Возьмите образец ссылок из инструментов Google Webmaster (в разделе «Ситалинки» на вашей панели управления). Являются ли они сомнительными сайтами, которые вы бы не посетили сами, сайтами, не имеющими отношения к вашему бизнесу (например, список цветочных магазинов, ссылающихся на ваш сайт как на сайт адвоката) — или это сайты, имеющие отношение к вашему бизнесу? Если вы проверяете эти ссылки и продолжаете видеть сайты, которые выглядят нелегитимно, не имеют ничего общего с вашим бизнесом — есть большая вероятность, что ваша органическая эффективность от этого страдает.

    Определите качественные ссылки на ваш сайт и налаживайте отношения с этими источниками, а также находите похожие источники и обращайтесь к ним, чтобы получить больше естественных, качественных ссылок. Если вы хотите получить действительно продвинутый уровень, вы можете использовать сторонний инструмент, такой как Moz или Raventools — но это может быть слишком быстрым погружением в глубокий конец бассейна.

  4. Технические детали.

    Как упоминалось ранее, посмотрите на время загрузки сайта и определите проблемы, замедляющие загрузку вашей страницы, с помощью такого инструмента, как GTmetrix (идеальное время загрузки — менее 2 секунд). Карты сайта также попадают в эту категорию, и существует множество инструментов, которые позволяют вам создать базовую карту сайта в формате XML и загрузить её на свой сайт, облегчая поисковым системам поиск страниц на всём вашем сайте. Robots.txt также относится к этому разделу… но это немного опасно, если вы не уверены, что делаете.

    Также сейчас самое время внедрить Google Analytics. Google Analytics будет собирать все статистические данные и данные о производительности вашего сайта после установки, чтобы в дальнейшем вы могли проверять свой прогресс, выявлять проблемные области и, в конечном итоге, принимать более взвешенные бизнес-решения. Уже есть Google Analytics? Убедитесь, что этот код установлен на каждой странице перед разделом вашего HTML-исходного кода.

  5. Составьте список практических действий на основе этого аудита и разработайте план действий для их решения.

    Некоторые примеры практических действий включают:

    • Видите много плохих входящих ссылок? Начните связываться с этими сайтами, чтобы убрать ссылки. Начните работать над поиском законных возможностей для ссылок — местные газеты и отраслевые ассоциации — хорошее место для начала.
    • На каждой странице должен быть описательный тег заголовка, метаописание и письменный контент на странице. Начните с домашней страницы, затем перейдите к основным категориям, а затем к основным товарам или подкатегориям.
    • Сайт загружается целую вечность? Проконсультируйтесь со своим разработчиком о том, как сократить время загрузки. Вы можете предпринять некоторые действия самостоятельно, например, уменьшить размер изображений (помните, что веб — это не среда с высоким разрешением).

Подводные камни

Как и при уплате налогов или участии в японской игровой передаче, при проведении SEO-аудита собственного сайта можно столкнуться с многочисленными препятствиями и множеством способов совершить ошибку. Рассмотрим эти элементы как подводные камни, которых следует избегать — например, забыть указать все деньги, которые вы заработали в Вегасе за игровым автоматом, как «доход» или гигантскую вращающуюся штуку, созданную для того, чтобы сбить вас с ног в Ninja Warrior.

Одержимость ключевыми словами

Слишком часто мы видим людей, которые сразу же зацикливаются на поиске самого большого ключевого слова или чего-то вроде «магазин одежды» и размещают это ВЕЗДЕ на своём сайте, пытаясь повысить рейтинг. Это не работает. Совсем. Скорее всего, вы не Amazon.com или Macy’s, где можно просто ранжироваться по любому слову. Слишком конкурентно.

Я бы порекомендовал проверить объёмы поиска потенциальных поисковых запросов, описывающих ваш бизнес, с помощью Google Keyword Planner — но не зацикливайтесь на этих цифрах. Не пытайтесь втиснуть ключевые слова повсюду. Не пытайтесь построить свой сайт вокруг одного ключевого слова. Стройте для удобства пользователей и качества, а не для ключевого слова, и вы превзойдёте тех, кто зациклен на ключевом слове и только на нём.

Имейте в виду, что более узкие поисковые запросы могут не иметь такого же объёма, как более крупные термины, но с большей вероятностью будут конвертироваться. Тот, кто ищет «одежда», не знает, какую одежду он хочет. Тот, кто ищет «фиолетовые плиссированные брюки», уже знает, что он хочет, и с большей вероятностью купит.

404: SEO-знания не найдены

Если вы попытаетесь изучить все эти концепции, но всё равно не поймёте основ SEO, вы запутаетесь и расстроитесь. Руководство Moz для начинающих SEO — отличная отправная точка. Поймите, как пользоваться пилой, прежде чем идти рубить дрова.

Синдром пластыря

Слишком часто мы видим тех, кто заклеивает проблему, а не устраняет её коренные причины. Например, если ваш сайт создаёт дубликаты страниц по какой-либо причине, не перенаправляйте все дубликаты на соответствующую страницу. Исправьте реальную проблему, которая приводит к дублированию ваших страниц. В противном случае вы будете устранять одни и те же проблемы снова и снова и никогда не выйдете вперёд. Если вы занимаетесь электронной коммерцией, и ваш процесс оформления заказа работает неправильно, то никакое количество трафика в мире не поможет вам заработать больше денег.

Откусить слишком много, чтобы переварить

Подумайте о своём автомобиле — вы можете поменять масло, заменить шину, сделать элементарные вещи; но есть момент, когда лучше обратиться к механику, который посвятил свою жизнь исправлению всех мыслимых проблем с автомобилем.

Точно так же, если вы попытаетесь исправить что-то, что выходит за рамки вашей компетенции при проведении SEO-аудита, вы, вероятно, усугубите проблему и расстроите себя до предела. Сосредоточьтесь на основах аудита — теги заголовков, хороший контент на страницах, проверка того, что ссылки выглядят хорошо. Эти вещи сами по себе имеют большое значение для вашего успеха в SEO.

Многие вещи, которые вам нужно будет сделать, просты — любой, кто имеет самое базовое понимание HTML, может исправить теги заголовков и установить Google Analytics. Если у вас есть такая платформа, как WordPress, вам даже не нужно знать HTML, чтобы делать эти вещи.

В то же время знайте свои пределы и знайте, когда вам нужно обратиться к разработчику или профессионалу в области SEO. Я видел множество сайтов, которые рухнули из-за того, что кто-то был слишком упрям, чтобы позвонить своему веб-разработчику, множество сайтов, которые потеряли трафик из-за того, что они полностью испортили карту сайта, или сайты с совершенно бесполезными данными аналитики из-за того, что они установили их неправильно. Они пытались сделать всё самостоятельно вместо того, чтобы обратиться к профессионалу — экономия на копейках и потеря на фунтах.

Не разбивайте свой сайт, пытаясь что-то исправить, и не стойте себе тысячи долларов на рабочую силу и потерянный доход, когда разработчик мог бы исправить это за 30 минут. Не тратьте часы на аудит своего сайта, если ваше время можно использовать для более ценных для вашего бизнеса вещей. В итоге — сосредоточьтесь на основах. Идея аудита — получить общее представление обо всём, что влияет на ваш сайт — и оттуда вы сможете исправить самое необходимое.

Плюс, если вы решите работать с профессионалом в области SEO или агентством, вы сможете ускорить процесс и будете знать, что спросить у выбранного вами профессионала. Удачного аудита!